?

Log in

No account? Create an account
Погладь искусство! [entries|archive|friends|userinfo]
vash_alex

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Альтернативная история русского искусства: соцреализм в исполнении художника-символиста. [Nov. 15th, 2015|02:19 pm]
vash_alex
[Tags|, ]

Всегда безумно интересно видеть выставку художника, прошедшего длинный творческий путь в 50-60 и даже более лет. Таким художником был Павел Кузнецов, известный в первую очередь своими символистскими картинами 1910-х гг. Но спасибо Третьяковской галерее, которая сейчас показала нам не только его "сны наяву", но и то, что художник писал с 1930 года по конец жизни. Обладателем нескольких сотен его полотен, переданных наследниками, теперь стал Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. И чего там только нет: обработка туфа и строительство новых кварталов в Эревани, сбор гусениц с капусты и другие эпические картины колхозного труда, соцреалистические натюрморты со "спящим" лесом на заднем плане и коровами вместо любимых ранее азиатских верблюдов, почти реалистический портрет брата-военного и многое другое. Но только не думайте, что вся эта "советская живопись" действительно написана в духе реализма. Ага, счас! Выдохните и смотрите!

Вот, например, что общего может быть между Павлом Кузнецовым





и Александром Дейнекой?





Футбол конечно!!









У Дейнеки разумеется изображен характерный жизнерадостный парень-крепыш, "ломающий" ногой мрачную колокольню, а вот у Кузнецова происходит что-то совсем невероятное. По меньшей мере хождение по водам.








Ну или "Сотворение мира", как у Айвазовкого...





Вот так и получается, что сперва работы Павла Кузнецова не были приняты в качестве росписей храма в Саратове, а потом стали ненужны при соцреализме. Остались лишь всем памятный идиллический Восток с бесконечными горизонтами степи и приснившийся в тени листвы фонтан...


link1 comment|post comment

Поездка по Русскому Северу. Вологда, часть 2. [Sep. 22nd, 2015|09:27 pm]
vash_alex
[Tags|, , , , ]

Интерьер Софийского собора


Софийский собор в обыкновенное время функционирует как музей - в нем тихо и спокойно. Храм теперь в отличном состоянии: целиком сделан новый пол, вдоль стен поставлены новые надгробия архиереев. Фрески храма еще в 1960-х годах были полностью раскрыты из-под записей и пребывают почти в первозданном состоянии: они лишь умеренно потерты и смотрятся более блеклыми. В советские же годы реставрировался иконостас, также освобожденный из-под поновлений.










Read more...Collapse )
link1 comment|post comment

Поездка по Русскому Северу. Вологда, часть 1. [Sep. 22nd, 2015|12:42 pm]
vash_alex
[Tags|, , , ]






Датой основания Вологды, как и у Москвы, считается 1147 год, хотя сведения эти полулегендарны и не подтверждаются археологами. В древности город принадлежал Великому Новгороду. Он неоднократно оказывался объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Тверью. В 1371 году недалеко от города у излучины реки Вологды (на прилуках) святым Димитрием, выходцем из Переславля-Залесского, был основан сохранившийся широко известный Спасо-Прилуцкий монастырь. Войдя в конце концов при Иване III в состав объединенного Русского государства, Вологда наверное оставалась бы непримечательным городком, если бы не прихоть Ивана IV, в 1565 году задумавшего сделать ее своей опричной столицей. На память апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра была заложена грандиозная крепость (Насон-город), внутри которой с 1568 года начал строиться большой каменный собор. Интересно, что до этого центр города располагался совсем на другом месте, известном теперь как городище. Некогда там стоял и старый деревянный Воскресенский собор.






1 - Вологодское городище до 16 века.
2 - дорога в Спасо-Прилуцкий монастырь.
3 - Насон-город, заложенный Иваном Грозным в 1565 году.
4 - Софийский (Успенский) собор 1568-70 годов.
Синим обведен Архиерейский двор 17-19 веков, в котором в наши дни располагается музей-заповедник.

Read more...Collapse )
linkpost comment

Поездка по Русскому Северу. Фрески Успенского собора Кириллова, XVII век. [Sep. 12th, 2015|10:31 pm]
vash_alex
[Tags|, , ]

Если вам еще не надоело, то я продолжаю показывать художественные памятники Русского Севера.
Моя скорость должна возрасти, так как столь подробно, как раньше, я писать не могу, да и не знаю все во всех деталях. Так насладимся же наконец искусством!





Праотец Вениамин. (Фотография из книги В.Д. Сарабьянова и Э. С. Смирновой "История древнерусской живописи".)


Read more...Collapse )
linkpost comment

Поездка по Русскому Северу. Ферапонтово, иконостас. [Aug. 26th, 2015|10:18 pm]
vash_alex
[Tags|, , , , , ]

Если о фресках Ферапонтова написано много и обстоятельства их создания достаточно ясны, то того же нельзя сказать об иконостасе собора. Не ясен до конца его изначальный состав и причины, повлекшие соседство в нем различных по исполнению икон. Остается не принятой даже точная дата создания иконостаса, в качестве которой принимается либо год создания фресок - 1502, либо 1490 год - принятое исследователями время постройки собора, опирающееся на сохранившийся датированный антиминс.

К первому решению побуждает стиль дионисиевских икон, удивительно созвучный настенной росписи: они производят впечатление единовременно созданного ансамбля. Ко второму решению склоняет здравый смысл: храм не мог простоять 12 лет без иконостаса. Распространенным вариантом решения проблемы является теория о существовании иного додионисиевского иконостаса, опирающаяся на наличие в комплексе выпадающих по стилю икон, не имеющих отношения к кругу Дионисия.

Интересной и неплохо изученной является последующая судьба иконостаса.







Read more...Collapse )
link3 comments|post comment

Поездка по Русскому Северу. Ферапонтово, часть 2. [Aug. 24th, 2015|11:56 am]
vash_alex
[Tags|, , , ]

Первая запись оказалась настолько большой, что ЖЖ не дал мне ее сохранить - пришлось делать вторую.


Итак, продолжаем.

Вселенские соборы


Завершением иконографической программы росписи Ферапонтова являются изображения семи Вселенских соборов, представленные в ряд по периметру стен храма. Как и цикл Акафиста, композиции Соборов занимают особое место в программе росписи Ферапонтова, неизвестное более ранним памятникам. В будущем цикл Вселенских соборов будет нередко изображаться в нижнем сюжетном регистре росписей храмов. Однако, есть вероятность того, что и здесь этот прием был использован не впервые, так как он присутствует во фресках 17 века московского Успенского собора, сюжеты которых повторяют живопись эпохи Дионисия.







Сцены соборов воспроизводят одну и ту же композиционную схему, представляющую епископов, собранных на фоне храма (т. е. внутри него), с председательствующим императором или императором и его матерью императрицей, как это было на Седьмом соборе. Началом цикла служит не Первый, а Третий Эфесский собор 431 года, утвердивший именование Марии Богородицей. В нем на переднем плане изображено совлечение риз с константинопольского патриарха Нестория, против воззрений которого были направлены решения собора.







Read more...Collapse )
linkpost comment

Поездка по Русскому Северу. Ферапонтово, часть 1. [Aug. 15th, 2015|09:21 am]
vash_alex
[Tags|, , ]

Оторвемся от архитектуры, чтобы поговорить о монументальной живописи.

Трудно писать о хрестоматийном памятнике, о котором и так много всего сказано. Однако имеет смысл описать собственные впечатления и наблюдения, среди которых могут промелькнуть и новые.



Итак, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - один из немногих древнерусских храмов, сохранивших целиком всю свою роспись. После регулярных поездок по Новгороду устаешь и приходишь в уныние от того, что все знаменитые ансамбли монументальной живописи 12-14 веков фрагментированы. После осколков былой живописи Новгорода испытываешь настоящее наслаждение в псковском Мироже, несмотря на то, что и там живопись сильно потерта, а в нижнем регистре наполовину утрачена. Более-менее целые ансамбли фресок трудно найти даже в искусстве 16 века: фактически целиком сохранные ансамбли дошли до нас только от 17 века.


Здесь же целиком сохранился рубежный памятник, завершающий искусство 15 века и открывающий новый 16 век. По нему можно наглядно судить и о программе росписи, и о ее художественных чертах. Впрочем, и здесь как рубцы от ран на теле памятника видны белые реставрационные вставки в тех местах, где живопись погибла в 18 веке при расширении окон храма. Непоправима утрата центральной части Страшного суда из-за прорубленного в этом месте окна: оно пришлось как раз на изображение Христа. Белые пятна остались в тех местах, где первоначальные деревянные балки связей были заменены тонкими металлическими. Возможность свободного обзора алтаря компенсирует отсутствие разобранного иконостаса, в местах примыкания которого изначально не было фресок. Это оправдано, так как до 20 века иконостас все равно дошел в капитально переделанном виде с барочной рамой и измененным составом икон. Поздними громоздкими киотами закрывались и столбы храма с образами святых. Тем не менее почти все иконы из первоначального иконостаса сохранились, пусть и разбросанные по разным музеям страны. Больше половины из них хранятся здесь в Ферапонтове.











Собор Ферапонтова монастыря - последний расписанный Дионисием храм. Считается, что вскоре после 1502 года великого московского иконописца не стало в живых. Благодаря полноте сохранности фресок в руках исследователей есть уцелевшая вкладная надпись с датами росписи. Трудно понять, насколько оригинальной была для своего времени программа росписи храма: как именно были расписаны предшествующие церкви, где работал Дионисий? Ведь ни одна из этих росписей не сохранилась. Безусловно то, что здесь произошли значимые перемены по сравнению с известными нам ансамблями 14 - первой трети 15 века. Фрески Ферапонтова предваряют то иконографическое творчество, которым будет отмечено 16 столетие, во-многом перевернувшее привычную картину древнерусской иконописи. Однако, здесь еще не произошло того коренного перерождения иконографии, которым отмечено искусство начиная со второй половины 16 века. Более того, очередной осмотр памятника обратил мое внимание на консервативные элементы его программы, хорошо известные по многим предшествующим памятникам.





Утраты живописи на месте пробитого в 18 веке окна и трещины, проходящей по западной стене и своду.

Read more...Collapse )
linkpost comment

Кириллов, часть 3. Приделы Успенского собора. [Aug. 4th, 2015|07:18 pm]
vash_alex
[Tags|, , ]

В качестве вступления приведу здесь сделанный С. С. Подъяпольским план Успенского собора по состоянию на вторую половину 17 - конец 18 века. Здесь не обозначена перестройка западного притвора, но указана форма как старой, так и новой церкви преп. Кирилла. Кроме того, этот план позволяет понять, как именно устроены внутри Владимирский и Епифаниевский приделы.






ЧитатьCollapse )
link3 comments|post comment

Флешмоб - вид из окна [Jul. 30th, 2015|12:47 am]
vash_alex


link2 comments|post comment

Кириллов, часть 2. Успенский собор, архитектура. [Jul. 29th, 2015|06:37 pm]
vash_alex
[Tags|, , ]







Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был построен в 1497 году приглашенной ростовской артелью. Это был уже третий построенный ими каменный храм в Белозерском краю. Первым был уничтоженный в 20 веке Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере, построенный в 1481 году. Вторым стал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1490 года.





Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря. Реконструкция.






Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Реконструкция.
(Автор реконструкций С. С. Подъяпольский.)


Еще много слов и фотографийCollapse )
linkpost comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]