vash_alex (vash_alex) wrote,
vash_alex
vash_alex

Categories:

Ранне (?) -христианское искусство, античность и палеологовский стиль

Уже который день ломаюсь. Порываюсь написать с вечера субботы по свежим следам прочитанных лекций. Но так как вчера тоже была лекция, то будем считать, что я вовремя. Когда в очередной раз просматриваешь картинки, еще раз их разглядываешь, то начинаешь многое понимать. И не всегда есть время зафиксировать все наблюдения, а надо.

Гляжу я на знаменитые фрески Кастельсеприо (спасибо тем, кто сделал хорошую фотосъемку http://alexjourba.livejournal.com/206592.html?thread=1397760) и начинаю чувствовать в них неожиданно много византийского, т. е. будущего. Чаще всего считается, что росписи сделаны в конце 7 века, хотя существует и датировка их 9 веком. В последнем случае их античный эллинизм вписывается в контекст македонского ренессанса. В первом случае они оказываются в конце раннехристианского периода и их эллинистические черты возникают непосредственно, по прямому преемству. Удивительным оказывается лишь настойчивость, с которой византийский художник сохраняет и воспроизводит их в своих творениях. Стоп, но что говорит нам о том, что это именно византиец, а не кто-то местный? В Риме искусство теплилось на протяжении всех самых темных веков. А эти фрески находятся в заброшенной лангобардской крепости на севере Италии. Тем не менее сама их исключительность говорит в пользу того, что это был приезжий человек. Причем, с точки зрения иконографии мыслил он строго по-византийски. Достаточно взглянуть на Рождество Христово с устало лежащей Богоматерью, задумавшимся в сторонке Иосифом, служанками, омывающими Младенца, ангелами, благовествующими пастухам и сразу становится ясно, что все эти элементы будущей иконописной традиции родились из строгого догматического мышления, озабоченного проблемой показать истинность телесного воплощения Христа, чудесность Его безмужного зачатия, Божественность Родившегося.

Однако, в этот раз я с неожиданной силой ощутил и художественные приемы, знакомые мне по будущему византийскому искусству, прежде всего самому позднему - палеологовскому.

Помпеи

016 сон Иосифа

DSC_0528

DSC_0530
Помпеи-Кастельсеприо-Волотово



Можно наблюдать постепенное превращение пейзажа с колоннами из римских Помпей сперва в обрамление сюжетной композиции, а затем в привычный элемент иконописной иконографии. Любопытно, что повязанная на колонну "тряпочка" вызывает прямые ассоциации с палеологовскими памятниками, причем не только своей графикой, но и цветом.

Без имени-2
Кастельсеприо- Старо-Нагоричино -Ковалево

Без имени-3
Волотово: старое фото, современное состояние, копия

Кстати, попутно я впервые оценил античность краснофигурной пиксиды в руке диакона из фресок новгородского Ковалева, покрытой орнаментом единым для Древней Греции и Византии.
Без имени-4
Ковалево-Древняя Греция-Испания (Средние века?)


Интересные ассоциации вызывают и лики.
009 сидит БМ необычно

Лик Богоматери выписан тщательно, плотно положены белила, что напоминает как моделировку лиц в античной живописи, так и на синайских иконах. Отличаются только выступающие глаза, с острым, подчеркнутым взглядом.
Лик БМ

Без имени-11
Кастельсеприо-Помпеи-Синай

Напротив, лик служанки (персонаж "Благовещения" характерный опять таки для палеологовского периода) написан быстро, более живо. Брошенные на него штрихи белил роднят его с 14 веком, хотя палеологовские образы выглядят более упорядоченными, движки (белила) чуть-чуть более сухими.
Без имени-7а
Кастельсеприо- Старо-Нагоричино -Ковалево-церковь Рождества Христова на Красном поле

Благословляющая рука архангела сразу напомнила мне полные, даже пухлые ручки Младенца Христа на иконах:
Без имени-5
Кастельсеприо- Старо-Нагоричино -Ярославская Оранта


Все это нисколько не убавляет более тесного родства этого искусства с античным и раннехристианским.
Синай-Кастельсеприо
Христос Пантократор: Синай-Кастельсеприо

Почти обязательные для всего доиконоборческого искусства тени (естественно не учитывая коптов и, кажется, Сан-Витале):
Без имени-10
Равенна (баптистерий ариан)-Кастельсеприо

Одни лишь одежды вызывают стойкую и практически однозначную ассоциацию с далеким новгородским Волотовым 14 века. Бросается в глаза прошедший сквозь века прием написания пробелов отрывистыми штрихами, либо каплями. Подчас все это живо напоминает лучи византийского ассиста.
одежды (1)

одежды (2)
Кастельсеприо-Волотово: старая фотография и копия


Кстати, по-поводу синайских икон. Известна их странная разностильность, я имею в виду совмещение принципиально разных стилей в одном произведении.
26

Ангелы:
Помпеи-Синай
Синай-Помпеи (или Геркуланум?)

И лик Богоматери:
Синай-Ярославль
Синай-Ярославская Оранта
Tags: Икона, Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments