vash_alex (vash_alex) wrote,
vash_alex
vash_alex

Category:

Доклад об иконостасах, часть 2 - окончание.

Альтернатива высокому иконостасу – низкая алтарная преграда. Эта форма храмового убранства исторически существовала гораздо дольше: от раннехристианских базилик до древнерусских храмов домонгольского периода, а в Византии и того более.





Алтарная преграда в базилике 6 века.


Важно понять, по каким критериям сейчас следует выбирать между алтарной преградой и иконостасом.

Нередко алтарная преграда воспринимается просто как неполный иконостас, который пишется ввиду недостатка времени или средств. В этом случае он может ничем не отличаться от местного ряда высокого иконостаса.





Современный низкий иконостас в московском храме, построенном по программе 200.





На самом же деле византийские алтарные преграды обладали собственной архитектурной выразительностью. Такие преграды не закрывали обзор алтаря: эту функцию выполняла завеса-катапетасма. Иконы не заполняли все пространство преграды. Были выделены два больших поклонных образа, фланкировавшие алтарь. Важную роль играла сень над престолом - киворий.





Интерьер церкви св. Пантелеймона в Нерези. 12 век. По сторонам от алтаря расположены написанные фреской иконы Богородицы (повреждена) и святого Пантелеймона.





Церковь Капникарея в Афинах. 11 век. Современная алтарная преграда, выполненная по старому образцу.





Киворий над престолом. "Служба святителя Василия Великого". Фреска Софийского собора в Охриде. 11 век.


Таким образом, в Византии сохранялось единое пространство алтаря и храма (наоса). Это было необходимо для цельного восприятия настенной живописи, имевшей стройную богословскую программу. Образ Богоматери в алтаре был зрительно связан с образом Христа Вседержителя в куполе.





Интерьер Софийского собора в Киеве. Мозаики 11 века.


Следовательно сейчас при выборе между высоким иконостасом и преградой следует учитывать архитектурные особенности интерьера храма и его настенную роспись. Именно так поступили создатели нового Покровского храма в Ясеневе. Его интерьер оформлен мозаиками в византийском стиле. Важнейшую роль играют образы, расположенные в алтарной апсиде - реплика знаменитых византийских мозаик Сицилии 12 века.





Интерьер недавно построенного храма Покрова Богородицы в Ясеневе.


Интересный пример грамотного решения дает недавно завершенное убранство восстановленного Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Нижний храм оформлен в духе ранней Византии с алтарной преградой в форме парапета, выразительным киворием и открытой для обзора росписью апсиды. Верхний же храм, изначально построенный по образцам русского 17 века, оформлен высоким пятиярусным иконостасом. В таких церквях изначально строилась глухая восточная стена, отделяющая алтарь и прорезанная лишь небольшими проемами царских врат и диаконских дверей.





Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Нижний храм. Роспись архимандрита Зинона (Теодора).





Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Верхний храм. Иконостас, восстановленный по проекту начала 20 века, ориентированному на допетровскую Русь.


Играет роль и назначение храма. Так невысокая открытая преграда уместна в небольших домовых храмах при учебных заведениях или больницах с тесным пространством и ограниченным кругом прихожан.











Низкие преграды в форме ограды-парапета используют также в монашеских скитах. Таково современное убранство крошечной по размеру древней церкви Перынского скита под Великим Новгородом. Храм, устроенный в собственном скиту архимандритом Зиноном, напоминает даже не столько раннехристианские базилики, сколько кубикулы римских катакомб. Иконы Спасителя и Богоматери написаны с опорой на образцы 6 века. Образ Богородицы повторяет одну из известных икон того времени, хранящуюся в Риме.











Разумеется алтарные преграды способствуют тому, что миряне и служащий священник лучше связаны друг с другом во время богослужения. Лучше слышны произносимые в алтаре молитвы. При проектировании высоких иконостасов эта проблема решается увеличением проема царских врат, который вовсе не обязательно должен полностью закрываться створками.





Иконостас 14 века в соборе сербского монастыря Высокие Дечаны.


В целом в настоящее время создано уже немало современных алтарных преград, которые можно разделить на два основных типа. Оба они представляют собой индивидуальные авторские решения. Но в первом случае в них явно присутствует ориентация на классические византийские образцы, которые не копируются буквально, но имеются в виду. Такие проекты стремятся достаточно точно воспроизвести обстановку византийских храмов.





Храм, построенный по проекту А. Анисимова при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре.










Придел преподобной Марии Египетской в соборе московского Сретенского монастыря.


Другие же проекты представляют собой оригинальные авторские решения, совмещающие разнообразные приемы прошлого и использующие самые разные материалы: камень, дерево, металл, иконы, фрески, мозаики и рельефы. Разумеется, граница между двумя названными типами не может быть строго обозначена. Так, убранство нескольких подмосковных храмов, созданное о. Зиноном, опирается на византийские и отчасти раннехристианские образцы, но по новому их интерпретирует.





Храм Нерукотворного образа Спасителя в селе Усово Одинцовского района.





Храм преподобного Сергия Радонежского в поселке Семхоз на месте убийства о. Александра Меня.


Алтарная преграда храма в Усове превращена в монолитную каменную стену с выделяющимися на ее фоне образами икон и декоративными ажурными вратами, читающимися на фоне красных завес.

Иконостас Сергиевской церкви написан в технике фрески прямо по стене. Местный ряд декорирован камнем. Его образы, как и иконы Спасского храма, содержат детали, отсылающие к раннехристианской иконографии - Христос Космократор сидящий на сфере. Деисус же ближе византийской живописи 11-12 веков. В целом подобные проекты тяготеют к максимальной лаконичности. Это строгое, нередко суровое искусство, не лишенное однако тонкой эстетики.


Совершенно иной мир создают работы мастерской А. Лавданского. В церкви св. Антипы на Колымажном дворе рядом с ГМИИ им. Пушкина им были созданы несколько иконостасов, каждый из которых решен индивидуально в зависимости от характера интерьера, где он располагается. Центральный объем храма 16 века украшает иконостас, по своей композиции восходящий к большим поясным деисусам 14 века, таким как Высоцкий чин из собрания Третьяковской галереи. Однако, сама живопись икон исполнена в духе совершенно другой эпохи - византийского 12 века с небольшими включениями русского 17, что является авторским почерком Лавданского.





Иконостас центрального придела церкви св. Антипы на Колымажном дворе. Мастерская А. Лавданского.





Деисус 14 века - "Высоцкий чин" - в экспозиции ГТГ.


Двухэтажный же барочный придел оформлен иконостасами, включающими в себя архитектурные элементы и скульптурную резьбу, ориентированную на античные и раннехристианские образцы.















В приведенном примере речь шла о созданнии нового убранства для старого храма, являющегося памятником архитектуры. В таких случаях нередко рождаются оригинальные творческие решения. Так, в московском храме св. Николая в Кленниках на Маросейке местный ряд иконостаса решен в виде каменной византийской преграды, верхние же ряды иконостаса написаны прямо на стене фреской так, как это делалось в некоторых русских храмах 17 века.





Главный иконостас ц. св. Николая в Кленниках на Маросейке.





Иконостас, написанный на стене фреской. Церкви Ростовского Кремля. 17 век.


На самом деле употребление настенной живописи в составе иконостаса имеет давнюю традицию и встречается в различных формах как в византийских, так и в древнерусских храмах. Этот прием также может давать новые выразительные решения иконостаса. Так в приделе церкви Космы и Дамиана в Шубине все внимание молящегося сосредотачивается на огромном образе Тайной вечери - Евхаристии, написанном фреской над царскими вратами.





Боковой придел ц. Космы и Дамиана в Шубине.


Необычные иконостасы могут создаваться в новых, непривычных условиях. Таков иконостас А. Солдатова, созданный для православного храм св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.





Православная церковь св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.


Храм этот, построенный около 100 лет назад для армянской общины, совмещает в себе средневековый романский стиль и некоторые черты архитектуры Закавказья. Поэтому иконостас здесь был устроен каменным и расписан фреской.





Проект иконостаса. А. Солдатов.


Его образы опираются как на византийскую иконопись, так и на западноевропейскую романскую живопись 12 века. Изображение Христа во славе одновременно напоминает икону «Спас в силах» и знаменитые алтарные росписи Каталонии. Образы местного и праздничного ряда следуют православной традиции.





Икона "Спас в силах" из деисусного чина иконостаса. Андрей Рублев.





Роспись алтарной апсиды церкви Сан-Клементе в Тауле. Каталония. 12 век.


Пожалуй самый строгий и даже спорный пример – убранство придела московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Решение иконостаса чрезвычайно смело, я бы сказал авангардно: каменные рельефные иконы обрамлены кованным металлом. Это работа скульптора Сергея Антонова. Сам же алтарь расписан его супругой – замечательным современным иконописцем Ириной Зарон. Все ее росписи отличаются изысканным рисунком и мягким, намеренно приглушенным колоритом. В целом убранство придела – на грани возможного. Это глубоко продуманное, но трудное для восприятия искусство. Однако, по мысли духовенства этого храма, подобное искусство полезно людям, живущим в современном мегаполисе. Оно лучше помогает настроиться на духовное, намеренно уходя от всего аляповатого.





Иконостас придела преп. Серафима Саровского храма преп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Скульптор Сергей Антонов.









Росписи алтаря придела, исполненные Ириной Зарон.


Ирина Зарон известна и как автор чрезвычайно выразительных высоких иконостасов. Благодаря тщательно отобранным художественным средствам в них преодолевается разнохарактерность образцов. Создается ясный и цельный образ. Именно такие редкие произведения лучше других создают ощущение, родственное древним памятникам иконописи.









Иконостас Ирины Зарон в надвратном храме Андреевского монастыря в Москве.


В качестве заключения хочется подчеркнуть, что создание иконостасов неизбежно требует от современных иконописцев творческих решений. Здесь невозможно простое копирование. Речь не идет и об удачном комбинировании старых элементов. Иконостас, как и весь храм, должен быть цельным образом, являющим существо Церкви – тела Христова. Это церковное творчество, основанное на традиции. Оно требует от иконописца очень многого. Обязательной опорой в нем должны быть богословские знания, художественное чутье и живой церковный опыт.

Tags: Искусство, икона, иконопись, иконостас, храмы
Subscribe

  • Лев Иуда

    Гениальный образ спящего-воскресающего Христа из Мариенкирхе в Берлине. Напомнил мне слова Писания: Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой,…

  • книжки

    Сегодня в книжном магазине на Арбате я купил вот эти книги. Отдельная благодарность Коляну, который меня проводил и подменил мне сломанную правую…

  • "Повесть о Варлааме и Иоасафе" в культуре стран христианского мира

    Давненько я здесь ничего не писал и вот решил в рамках своей искусствоведческой работы изложить в популярной форме интересующую меня сейчас тему.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments